городской детско-юношеский центр

городской детско-юношеский центр

Задание для дистанционного обучения. Детское объединение "Волшебство театра". Педагог дополнительного образования Бобкина С.В.

Введение сюжетно-ролевых игр в повседневную жизнь малыша способствует эффективной социальной адаптации детей. 
В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка. Механизмом социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребёнок буквально входит в роль персонажа, переживает его чувства, познаёт новые модели поведения, узнаёт различные области деятельности человека, профессии. Также через идентификацию он познает большинство этических эталонов на основе игры развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость).

В домашних сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении с членами семьи. Посредством сюжетно-ролевых игр, между детьми и родителями устанавливаются доверительные взаимоотношения. Поэтому желательны совместные действия как родителей, так и детей. В сюжетно-ролевой игре дети, опираясь на авторитетность родителей, подражают им, копируют слова, модели поведения в той или иной ситуации. Из этого следует, что, сюжетно-ролевая игра – это один из способов родителей показать детям, какие поступки правильно совершать при тех или иных условиях

Вживание в роль, овладение спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны. У многих младших школьников существует страх перед устными ответами, ответами у доски, страх ошибки, которая будет осмеяна одноклассниками – сюжетно-ролевые игры являются профилактикой возникновения и способствуют избавлению от тревоги и страхов.

 Домашнюю сюжетно-ролевую игру планируют по следующему алгоритму:
⃣ Выбор темы. Выбор игр, которые педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.
⃣ Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.
⃣ Распределение ролей.
⃣ Начало игры. Важно позаботится о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.
⃣ Сохранение игровой ситуации. Родитель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию; меры воспитательного воздействия осуществлять в игровом ключе.
⃣ Завершение игры. Необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей яркое позитивное эмоциональное состояние и желание внести в жизнь все лучшее, что приобретено в игре.

Процесс подготовки к сюжетно-ролевой игре и её планирование, в зависимости от желаемого результата её воздействия на ребёнка, требует затраты времени. Например, если цель игры – изучение окружающего мира детьми, то необходимо предоставить ребёнку игрушку или инструмент, посредством которого, ребёнок будет получать новую информацию о предмете. Если цель игры направлена на развитие морально-волевых установок или изучение общепринятого этикета, то заранее необходимо детально продумать сюжет и действия участников, посредством которых ребёнок будет развиваться в соответствии с данной целью.

Сюжетно-ролевые игры с участием ролей специалистов различных направлений (врачи, учителя, полиция, повар) помогают легко выявить профессиональные интересы ребёнка и скорректировать его досуг, записав на кружки со схожим профильным направлением.