Содержание проекта
Проект «Открытая площадка»
Направления проекта:
«Содружество»
«А у нас во дворе»
«Липецкие дворы для спортивной детворы»
Координатор проекта – методист Пенькова Е.А..
Цель проекта:
организация новой формы позитивного и содержательного досуга детей, подростков, молодёжи, семейного отдыха на дворовых площадках по месту жительства; пропаганда здорового образа жизни и развитие дворового спорта; расширение внешних связей, развитие и укрепление партнёрских и договорных отношений с учреждениями образования, культуры, социальными партнёрами, с исполнительными органами власти.
Задачи:
- способствовать разнообразию и расширению сфер деятельности МОУДО «ГДЮЦ «Спортивный», дворовых досуговых и спортивных площадок в соответствии с запросами и интересами детей и подростков, взрослого населения;
- создать действенный механизм межведомственного сетевого взаимодействия и социального партнёрства всех социальных институтов, учреждений и организаций микрорайона в сфере организации работы с детьми, молодёжью и взрослым населением по месту жительства;
- организовать работу педагогов-организаторов, инструкторов по ФК во дворах со всеми категориями населения по месту жительства;
- способствовать усилению роли семьи и общественности в созидательной деятельности в микрорайоне;
- создать систему организации работы по месту жительства посредством выделения новых форм и методов организации работы по развитию дворового досуга и дворового спорта;
- обеспечить единство воспитательной работы по месту жительства на основе организации социального взаимодействия;
- дополнительный охват активным отдыхом и здоровым образом жизни - более 50 000 детей, подростков и взрослого населения микрорайонов города;
- укрепить методическую базу, создать информационный банк по осуществлению работы во дворах по месту жительства.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта заключается в социальном заказе личности подростка, родителей, общественности в организации полноценного здорового, активного досуга по месту жительства.
Для того чтобы удовлетворить запросы и интересы современного поколения, важно и нужно развиваться, пробовать новые формы работы, создавать условия для всестороннего развития личности ребенка.
Рост культурно-досуговых запросов детей и молодежи, взрослого населения, ярко выраженная потребность в организации свободного времени является важной социальной проблемой. Дворовые площадки, излюбленные места отдыха по месту жительства всегда являлись важной частью среды, активно влияющей на формирование и развитие личности. Ведь именно во дворе, на улице дети получают богатейший опыт общения с людьми, обществом и природой. Здесь наиболее тесны контакты взрослых, детей и молодежи, следовательно, наиболее благоприятны условия для взаимопонимания, развития совместной деятельности, для активизации участия взрослых в воспитании подрастающего поколения.
Дворовый спорт и здоровый досуг – альтернатива пиву, сигаретам, наркотикам. Сегодня как никогда встаёт вопрос о необходимости активизации спортивной и досуговой работы по месту жительства. Развитие дворового спорта, организация дворовых спортивных и досуговых площадок позволит сформировать у детей, подростков и молодёжи потребность в физически активном образе жизни, отвлекут их от асоциальных проявлений.
Реализация проекта «Открытая площадка» – это попытка выстраивания системы работы с детьми и молодежью, взрослым населением во дворах, создание свободной для общения и познания воспитательной среды, которая позволит молодому поколению содержательно и интересно проводить свободное время, позволит организовать общий семейный досуг, общие традиции. Для этого необходима консолидация усилий всех организаций и учреждений микрорайона и города. Координатор проекта вместе с педагогами-организаторами и инструкторами по ФК составляют подробный план работы по проекту, осуществляют тематическую разработку сценариев и акций.
Для кадрового обеспечения узкой тематической направленности мероприятий координатор привлекает в качестве консультантов специалистов правоохранительных органов, наркодиспансера, медицинских учреждений.
Новизна проекта
В основе проекта – идея популяризации активного досуга различных слоёв населения дворов посредством различных видов спорта, игр, праздников в условиях многофункциональных дворовых досуговых и спортивных площадок. При планировании спортивных и досуговых видов деятельности предусматривается следующее:
- становление и развитие системы работы по месту жительства через создание сети открытых дворовых площадок на территориях микрорайонов;
- организация деятельности, направленной на улучшение отношений детей, родителей и общественности;
- объединение детей, подростков и молодёжи, пропагандирующих здоровый образ жизни;
- привлечение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних и молодёжи.
Опираясь на передовые идеи и методы организации досуговой работы по месту жительства Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, М.М. Кондратьевой, Г.И. Фроловой и других педагогов, на психолого-педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых, считаем необходимым создание в современных условиях новой практики организации воспитания по месту жительства.
Говорят, что игры уходят из наших дворов, а вместе с ними общение, взаимопонимание и дружба. Наверное, сейчас самое время педагогу (чья профессия дословно переводится с греческого как «ведущий за руку ребёнка»), помочь детям и подросткам организовать игру в футбол, шашки, крестики-нолики или что-то ещё, подняться по ступенькам взросления. Организовать работу так, чтобы при встрече дети наперебой рассказывали друг другу самые интереснейшие истории о том, как «у нас во дворе».
Условия реализации проекта
- организационно – финансовая поддержка всех заинтересованных ведомств: департамента по физической культуре и спорту, органов исполнительной власти, советов общественного самоуправления округов, общеобразовательных учреждений, социальных институтов;
- наличие подготовленного педагогического кадрового персонала для работы по месту жительства;
- научно-методическое обеспечение проекта;
- наличие и паспортизация дворовых досуговых и спортивных площадок на территориях микрорайонов, отвечающих санитарно-гигиеническим и техническим нормам для организации досуга по месту жительства;
- информационно-рекламная поддержка средств массовой информации;
- система поощрений участников проекта.
Методы, механизм и стратегия реализации проекта
Проект является частью программы развития учреждения. Подробный план мероприятий по проекту составляется с учётом его интеграции с другими проектами программы развития. Механизм его реализации включает следующее:
- методическая деятельность по поиску педагогических приёмов и методов работы по месту жительства;
- усовершенствование открытых дворовых досуговых и спортивных площадок по месту жительства;
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных и досуговых мероприятий, праздников, соревнований, акций на открытых площадках;
- приобретение спортивного инвентаря, оборудования;
- привлечение представителей Советов общественного самоуправления округов, студентов ЛГПУ, ЛОКИ, волонтёров для проведения спортивных соревнований и мероприятий;
- анкетирование и опрос населения о качестве предоставляемых услуг.
Сроки реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2015 г.)
На подготовительном этапе проекта будут проведены следующие мероприятия:
- паспортизация досуговых и спортивных площадок на территориях микрорайонов;
- изготовление и установка спортивного оборудования на площадках;
- методическая помощь педагогическим работникам Центра, а также волонтёрам, студентам для организации работы на открытых площадках (проведение спортивных мероприятий, соревнований, праздников, игровых программ, подготовка к ним);
- составление совместного плана работы: МОУДО «ГДЮЦ «Спортивный» - советы общественного самоуправления округов – школы – социальные институты;
- выпуск рекламных листовок, буклетов, информирующих население об открытии досуговых и спортивных площадок, анонсы проводимых спортивных мероприятий на рекламных щитах около открытых площадок, информация на сайте учреждения, в газетах, на телевидении;
- укомплектование необходимым спортивным и игровым оборудованием и инвентарём;
Основной этап (2016 г. – август 2020 г.)
На основном этапе проекта будут проведены следующие мероприятия:
- торжественное открытие открытых досуговых площадок (концерты, конкурсы, развлекательные программы, спортивные соревнования и эстафеты и др.);
- реализация проекта по направлениям: «Содружество», «А у нас во дворе!», «Липецкие дворы –для спортивной детворы!»:
- проведение мастер-классов, встреч, пресс-конференций с мастерами спорта, ведущими спортсменами г. Липецка;
- организация и проведение конкурсных и игровых программ, игровых пятачков, игр, акций, спортивных соревнований, эстафет;
- проведение праздников микрорайона, двора, развлекательно-игровых, интеллектуально-познавательных программ, семейных праздников;
- проведение дворовых турниров по различным видам спорта, товарищеских встреч лучших команд микрорайонов;
- проведение спартакиад для пожилых людей, семейных спартакиад.
Заключительный этап (сентябрь - декабрь 2020 г.)
Ежегодно, а также на завершающем этапе проекта будут представлены итоги деятельности проекта, определены дальнейшие перспективы:
- подведение итогов деятельности проекта и работы досуговых и спортивных площадок;
- награждение лучших в номинациях:
- лучший организатор досуга по месту жительства;
- лучший организатор дворового спорта по месту жительства;
- лучшее спортивное мероприятие;
- лучшее досуговое мероприятие;
- лучшая открытая площадка микрорайона по организации работы с детьми, подростками, молодёжью и взрослым населением;
- жителям микрорайонов и организациям, оказывающим поддержку проекта, будут вручены благодарственные письма.
В конце реализации проекта будет подготовлен аналитический и финансовый отчет по проекту.
Критерии результативности
- появление новых традиций в жизнедеятельности учреждения в сфере досуга и дворового спорта;
- расширение спектра реализуемых социально-значимых программ организации досуга по месту жительства;
- создание и построение единой воспитательной системы работы на территории микрорайонов с участием всех социальных, образовательных и общественных институтов, учреждений и ведомств по приобщению к активному отдыху различных категорий населения г. Липецка;
- удовлетворённость населения качеством услуг и повышение авторитета учреждения в городе.