городской детско-юношеский центр

городской детско-юношеский центр

Содержание проекта

Проект "Передай добро по кругу"

Координатор проекта – методист Пенькова Е.А.

«Передай добро по кругу» - организация системной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 Соисполнители проекта

  1. Липецкая городская общественная организация инвалидов-колясочников «Малое социальное объединение».
  2. Липецкая региональная общественная организация инвалидов «Мы вместе!».

Цель проекта: социализация и расширение жизненного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через включение их в творческую, познавательную и спортивную деятельность

 Задачи:

- создать рабочую группу по реализации цели проекта;

- изучить законодательную и нормативно-правовую базу по теме проекта;

- определить круг общественных организаций, государственных учреждений и всех заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь;

- внедрить модель межведомственного взаимодействия с общественными организациями, службами социальной защиты, учреждениями культуры и спорта для системного сопровождения семей с детьми с ОВЗ

- включить детей с ограниченными возможностями в различные виды   индивидуальной и коллективной деятельности, расширить их круг интересов, творческих возможностей;

- приобщить детей с ограниченными возможностями к активному, творческому образу жизни, физической культуре;

- обновить содержание образовательных программ и внедрить инклюзивное (совместное) образование;

- сформировать мотивацию у семьи, воспитывающей детей-инвалидов, к занятию социально активной жизненной позиции через мероприятия, ориентированные как на данную категорию, так и на все категории семей;

- помочь детям с ОВЗ осознать свою значимость в коллективе сверстников, обществе;

- расширить возможности для участия детей с ОВЗ в творческих мероприятиях и конкурсах;

- воспитывать у детей, подростков, молодёжи гуманизм, сопричастность к человеческой боли, недугам.

Актуальность проекта

Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

По оценкам Минобрнауки России, в настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 450 тыс. человек (более 4,5% от общего числа обучаю­щихся в образовательных учреждениях).   Наш город не является исключением, причем существует горькая тенденция к росту заболеваний, способствующих увеличению числа детей с проблемами здоровья.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей с ОВЗ, общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители.

Проблемой является и ограничение доступа детей с ограниченными возможностями к полноценным образовательным услугам. Как следствие, социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.

Другая проблема - проблема поиска новых форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в целях их социальной реабилитации и интеграции. Организации досуга для этой категории людей имеет необычайно важное значение в настоящее время.

Она актуальна не только для нашего образовательного учреждения, но и в целом - стране. Оторванность от школы, класса, ровесников, друзей, ставят проблемы их психологической и социальной адаптации в обществе.

Между тем, дети, лишенные здоровья, нередко бывают награждены прекрасными вокальными данными, абсолютным слухом, математическими способностями, умением рисовать, писать стихи…

Помочь этим детям раскрыться, выявить таланты, создать условия для реализации своих способностей должны, конечно же, взрослые и дети, их товарищи.

У часто болеющего ребенка, ребенка с ограниченными возможностями психика совершенно другая. И нужно так затронуть эмоциональные стороны души, чтобы он увидел свои возможности, чтобы у него появилось желание творить и получать от этого удовольствие.

Создание равных возможностей для людей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями) как направление социальной политики связано с обеспечением доступности для них в такой же степени, как и для остальной части общества не только образования и работы, но и различных форм культуры, досуга (социально-культурная реабилитация). Таким людям нужен в первую очередь шанс (хотя бы в сфере свободного времени), чтобы доказать себе и обществу право на активное существование.

Мы планируем:

- проанализировать и корректировать общеобразовательные программы учреждения с целью доступности услуг дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями.

- расширить перечень досуговых мероприятий, мастер-классов, творческих конкурсов с участием детей с ОВЗ, а также и здоровых детей.

  Данный проект включён в долгосрочную программу развития учреждения на 2015-2020 годы. Проект реализуется ежегодно, он статичен и видоизменяется.

Условия реализации проекта

  1. Материально-техническое обеспечение: спортивное оборудование и инвентарь, музыкальное оборудование, фото-, видеоаппаратура.
  2. Взаимодействие всех структур (учреждений культуры и спорта, социальных служб, образовательных организаций, родительской общественности), задействованных в реализации проекта.
  3. Наличие методического и дидактического материала, сценарных разработок.
  4. Наличие подготовленного педагогического кадрового персонала.
  5. Внедрение инновационных педагогических технологий и программ в работе с детьми с ОВЗ.

 Механизм реализации проекта

  1. Изучение психолого-педагогической литературы.
  2. Взаимодействие с учреждениями социальной защиты, общественными организациями, занимающимися проблемами семей, имеющих детей с ОВЗ.
  3. Разработка и реализация локальных актов и положений, обеспечивающих реализацию проекта.
  4. Определение ответственных за реализацию проекта.
  5. Разработка содержания совместной деятельности и форм взаимодействия.
  6. Диагностика результативности проекта.
  7. Обеспечение освещения в средствах массовой информации итогов реализации проекта.

 Сроки реализации проекта

 Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь 2015 г.)

  1. Создание рабочей группы для реализации проекта из представителей учреждения и служб социальной защиты и других организаций.
  2. Организация «круглого стола» по установлению партнёрских отношений.
  3. Формирование базы данных о семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
  4. Координация взаимодействия педагогического коллектива, родителей, общественных организаций, составление совместного плана мероприятий.
  5. Подготовка методического материала: сценарии, методические разработки, тесты, анкеты, акции.
  6. Корректировка комплекса мероприятий проекта по оказанию качественных и эффективных услуг семьям данной категории детей и самим детям.

 Основной этап (декабрь 2015 г. – август 2020 г.)

  1. Внедрение модели межведомственного взаимодействия с учреждениями социальной защиты, образования, культуры, общественными организациями.
  2. Реализация проекта: вовлечение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в социум посредством организации их участия в массовых мероприятиях:
    • «Праздники для всех» - организация и проведение праздничных мероприятий: День защиты детей, День Матери, День варенья, и т.п.
    • Ежемесячный алгоритм взаимодействий по подготовке и проведению мероприятий:

- подбор, с учетом возраста, физического состояния и  умственного развития  ребенка, списков детей, нуждающихся в поздравлении, в приглашении на мероприятие;

- получение согласия семьи;

- подготовка праздничной программы с учетом особенностей развития ребенка;

- подготовка подарков, реквизита к проведению мероприятия;

- проведение театрализованной праздничной программы;

- предоставление отчета о проведенной работе, анализ.

Аналитико-обобщающий (2020 год)

  1. Анализ и обобщение результатов проекта
  2. Проведение круглого стола по результатам проекта с организаторами и участниками;
  3. Подготовка и выпуск методических и практических советов по проведению социально-значимых мероприятий, апробированных в ходе реализации проекта.

 В конце реализации проекта будет подготовлен аналитический и финансовый отчет по проекту.

Содержание деятельности

п/п

Мероприятия

Исполни

тели

Сроки

Результат

1

Круглый стол «Помощь в социализации детей с ограниченными возможностями. Взаимодействие организаций и учреждений как фактор эффективного сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

  

Координатор проекта

Специалисты ЛРООИ «Мы вместе»

ЛГООИК «МСО»

Декабрь 2015 г.

Вовлечение представителей организаций и учреждений в реализацию проекта

2

Заключение соглашений и совместного плана мероприятий с организациями и учреждениями

 

Координатор проекта

Ежегодно

Соглашение, план работы  

3

Создание базы данных о семьях, воспитывающих детей с ОВЗ

Координатор проекта

Педагоги-организаторы

Ежегодно

База данных

4

Нормативно-правовое и методическое обеспечения проекта

Координатор проекта

Ежегодно

Нормативный и методический  материал

5

Разработать положение о конкурсе «Верь в себя!» по номинациям:

- «Я мечтаю» -творческий конкурс сочинений, эссе, рассказа, стихотворения и др.;

- «Мир один на всех» - конкурс рисунков;

- «Радуга талантов» - конкурс песен, танцев

  

Координатор проекта

Специалисты общества инвалидов

Ежегодно

Положение

6

Организация мастерской семейного консультирования (родители+дети)

 

Координатор проекта

Ежегодно

Методические материалы

8

Проведение благотворительной акции «Милосердие»:

- «Игрушка к празднику»;

- «Поможем друг другу»

 

Координатор проекта

Ежегодно

 

9

Внесение изменений в образовательные программы объединений с целью доступности услуги для детей с ОВЗ

 

Педагоги д/о

Ежегодно

Наличие программ

10

Организация и проведение мероприятий, праздников, конкурсов, семейных встреч для детей с ОВЗ в течение всего периода реализации проекта:

1.      Передай добро по кругу» - праздничная спортивно-игровая программа, посвящённая Международному Дню инвалидов;

2.      «Ёлочка счастливых пожеланий» - новогодний утренник;

3.      Театрализованные экспресс-представления на дому «Дед Мороз спешит к тебе!»;

4.      «День варенья» - праздник для именинников, рождённых зимой;

5.      «Ты можешь!» - спартакиада среди детей с ограниченными возможностями;

6.      «Невозможное –возможно!»-  выставка детских личных коллекций;

7.      Мастер-классы, творческие мастерские «Наши умелые ручки»;

8.      «На старт вызывается Спорландия!» - спортивно-игровая программа;

9.      «От сердца –к сердцу!» - благотворительный концерт для мам и детей;

10.  «Разноцветное детство» - мероприятие ко Дню защиты детей в форме «Вертушки»:

- «Музыкальная шкатулка» - песенное попурри;
- «Планета мастеров» - матер-класс;
- «Игры и игрушки» - игровая программа;
- «Встреча знатоков» -отгадывание загадок, знание сказок, пословиц, поговорок;
- «Весёлые старты» - спортивные состязания;

- «Мир оригами»;

- «Весёлые художники» и т.д.

Координатор проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Декабрь

 

Декабрь –январь

 

Февраль

 

Апрель

 

 

Апрель 

 

 

 

В течение года

 

Март

 

 

Май

 

 

Июнь

 

 

Социализация и расширение возможностей детей с особыми образовательными потребностями

 

 

 

 

 

 

Бюджет проекта

Наименование статьи расходов

Средства учреждения (рубли)

Привлеченные средства

(рубли)

Оплата труда педагогов

*

*

Разработка сценариев поздравительных программ, спортивных мероприятий с учётом индивидуальных особенностей

*

*

Канцелярские товары

*

*

Подарки детям

*

*

Приобретение спортивного инвентаря

*

*

Оплата услуг для координаторов проекта

*

*

Обеспечение взаимодействия педагогического коллектива, координаторов, родителей и НКО

*

*

Итого 

 

 

 

Критерии результативности

- открытие возможностей для детей с ограниченными возможностями для развития творчеством;

- привлечение детей с ограниченными возможностями к индивидуальной и коллективной творческой деятельности, активному образу жизни;

- расширение социальных контактов семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

- привлечение внимания общества к проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- включение в социум по месту жительства семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;

- расширение взаимодействия с государственными структурами и другими общественными объединениями.