Содержание проекта
«Россия – это мы!»
Координатор проекта – методист Агапова Т.Г.
Цель проекта:
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу
Задачи:
Педагогические:
- использовать современные педагогические технологии обучения и воспитания, позволяющие развивать гражданские качества личности обучающихся;
- создать развивающую среду, обеспечивающую новую качественную ступень в гражданско-патриотическом воспитании с помощью физкультурно-оздоровительной и творческой деятельности учащихся;
- разработать цикл мероприятий, наполненных гражданско-патриотическим содержанием по организации совместной творческой деятельности и досуга родителей и учащихся;
- обновить содержание рабочих программ и планов работы в учреждении путем включения мероприятий и дел, наполненных патриотическим и правовым содержанием;
Образовательные:
- пробудить у детей чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему;
- формировать познавательные интересы учащихся на основе любви к родному городу, краю, стране;
- повысить педагогическую культуру родителей на основе совместной деятельности;
Воспитательные:
- способствовать формированию мировоззрения учащихся через обогащение возможностей гражданско-патриотического, правового воспитания;
- привить ребенку ощущение себя как гражданина своей страны и ее патриота через различные формы спортивной и творческой деятельности;
- обеспечить взаимодействие между педагогами и родителями в воспитании патриотизма и гражданственности детей;
- формировать у учащихся такие качества, как смелость, решительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело и уважение к Закону;
- помочь обучающимся осознать необходимость самоопределения, благодаря которому можно разумно существовать в условиях свободы и ответственности;
- включать в образовательный процесс апробацию различных форм и методов работы, нацеленных на становление у детей и подростков ценностных ориентиров демократической и гуманистической направленности.
Актуальность проекта
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом, определяя необходимость при формировании личности сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру. Целенаправленная системная воспитательная работа в учреждении должна быть индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет образование как важнейший фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества, и определяет основные направления в работе образовательных учреждений: интеллектуальное, гражданское, духовное и культурное.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания учащихся. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Мы пришли к выводу, что очевидна необходимость новых подходов к гражданско-патриотическому воспитанию в дополнительном образовании. Инновационный подход в реализации проекта состоит в понимании гражданско-патриотического воспитания как основы для реализации личностно-ориентированного обучения, применении ценностного содержания общеразвивающих программ, мероприятий в качестве фактора воздействия на личность ребёнка.
Мы предполагаем, что процесс воспитания гражданственности и патриотизма детей и подростков средствами творчества, спорта, досуга будет эффективным, если его основной составляющей является нравственное содержание, которое предусматривает широкие связи с социумом, раскрытие творческих способностей, совместную деятельность взрослых и детей, обеспечивающую целостное воздействие на ребёнка. В проекте предусматривается повышение педагогической культуры педагогов, родителей. Он даёт возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, творческую, экологическую, направленные на усвоение обучающимися патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. В проекте созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Конечным результатом функционирования системы гражданско-патриотического воспитания в учреждении должны стать духовный и культурный подъем обучающихся, высокая гражданская позиция, патриотическое осознание обучающимися себя как россиян, определяющих будущее России.
Условия реализации проекта
- материально-техническое обеспечение: спортивное оборудование и инвентарь, музыкальное оборудование, фото-, видеоаппаратура.
- взаимодействие всех структур (учреждений культуры и спорта, социальных служб, образовательных организаций, родительской общественности), задействованных в реализации проекта.
- наличие методического и дидактического материала, сценарных разработок.
- внедрение новых педагогических технологий и программ в работе с родителями и детьми.
Механизм реализации:
Гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: образовательную и общественно-полезную. Воспитание и развитие достигают содержательной полноты и становятся актуальными для самого обучающегося, когда соединяются с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Для решения поставленных задач по реализации проекта используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУДО «ГДЮЦ «Спортивный» и тесное сотрудничество со школами, библиотеками, музеями, спортивными школами города, Советами ветеранов.
При планировании работы учитываются традиционные муниципальные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой лестницу достижений, каждая ступенька которой — это достижение человеком определённой цели, совершённое с верой в себя и в значимость поставленной цели. Проект, основанный на воспитательной системе, на основе гражданско– патриотического воспитания позволяет проектировать работу по созданию условий для развития достойной личности, формированию ориентации на успех и достижение. Основным субъектом, реализующим цель и задачи проекта, определяющим пути и методы достижения на основе опыта отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2015 г.)
- подбор и изучение методической литературы.
- координация взаимодействия педагогического коллектива, родителей, общественных организаций, составление совместного плана мероприятий.
Основной этап (2016 г. – август 2020 г.)
Реализация проекта: комплексная работа по организации и проведению мероприятий проекта.
Заключительный этап (сентябрь - декабрь 2020 г.)
В конце реализации проекта будет подготовлен аналитический и финансовый отчет по проекту.
Критерии результативности:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания в МОУДО «ГДЮЦ «Спортивный»;
- осознание детьми и подростками ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- развитие способности у учащихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- готовность и способность учащихся выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки.