Содержание проекта
«Спортивный – территория здоровья»
Координатор проекта – методист Сумина Е.Н.
Направления проекта:
«ГТО. Нам со спортом по пути»
«Твой выбор. Твоя дорога»
«Наше лето в «Спортивном»
Цель проекта
Создание модели образовательного пространства учреждения, как территории здоровья, формирующей культуру здоровья, потребность быть здоровым телом и душой, активный образ жизни, правовую культуру и профилактику вредных привычек; возрождение физкультурно-спортивного комплекса ГТО; оздоровление и физическое развитие детей и подростков в условиях летнего лагеря.
Задачи:
- организовать систему физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на территории микрорайонов города, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в образовательном процессе (внести корректировки в программы и планы объединений);
- привлечь родителей к активному участию в деятельности учреждения по проблеме сохранения здоровья детей;
- обучить всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма;
- формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
- разработать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий по внедрению комплекса ГТО;
- создать условия для интересного и разнообразного по форме и содержанию оздоровительного отдыха детей и подростков в условиях летнего лагеря;
- вести просветительскую работу с обучающимися, родителями, жителями микрорайонов через воспитательные мероприятия по профилактике вредных привычек, наркомании, СПИД.
- разработать систему мониторинга уровня развития учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью;
- укрепить методическую базу, создать методический банк разработок и сценарного материала по пропаганде здорового образа жизни.
Актуальность проекта
Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Доказано, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности: здоровый образ жизни, учебно-тренировочный процесс, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (спартакиады, соревнования, конкурсы, кроссы, походы и др.), профилактические мероприятия (спортивные праздники, акции по противодействию наркомании, алкоголизму и иным общественным явлениям, уроки здоровья, мастер-классы и др.)
Пропаганда здорового образа жизни является одним из важнейших атрибутов образовательного процесса в нашем учреждении. А главный принцип выстраивания образовательного процесса в МОУДО «ГДЮЦ «Спортивный» - "не навреди" физическому, психическому и духовному здоровью ребенка, который реализуется через профилактический, методический подходы и формирование здоровой личности.
Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний во время проведения занятий и мероприятий об индивидуальном здоровье; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний.
Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование педагогом демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение обучающихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества детей и педагогов в ходе учебного процесса. Основная его цель - создание безопасной и комфортной развивающей среды для обучающихся. Кроме того, каждый педагог может и должен осуществлять оздоровительную направленность занятий и мероприятий. И, наконец, функция педагогической деятельности предполагает личный пример педагога, ведущего здоровый образ жизни.
Третий подход - формирование здоровой личности. Он включает в себя оба выше названных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение количества часов на спортивное направление, проведение физкультминуток во время занятий по всем направлениям образовательной деятельности; вовлечение обучающихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация и проведение мероприятий по профилактике вредных привычек; организация летнего отдыха; организация мероприятий по развитию активных форм досуга, внедрение физкультурно-оздоровительного комплекса сдачи норм ГТО. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями всех педагогических работников учреждения, родителей и учащихся, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и воспитания, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у учащихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Условия реализации проекта:
- организационно – финансовая поддержка всех заинтересованных ведомств: департамента по физической культуре и спорту, органов исполнительной власти, советов общественного самоуправления округов, общеобразовательных учреждений, социальных институтов;
- наличие подготовленного педагогического кадрового персонала;
- научно-методическое обеспечение проекта;
- наличие спортивных залов, хоккейных полей, стадионов, отвечающих санитарно-гигиеническим и техническим нормам для организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
- информационно-рекламная поддержка средств массовой информации;
- система поощрений участников проекта.
Механизм и стратегия реализации проекта
Проект является частью программы развития учреждения. Подробный план мероприятий по проекту составляется с учётом его интеграции с другими проектами программы развития.
Механизм его реализации включает следующее:
- разработка и апробация диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности в учреждении;
- организация работы по валеологическому направлению;
- пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей, социума через систему физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства;
- вовлечение родителей в активный совместный досуг;
- комплексная профилактика вредных привычек через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий и профилактических акций для детей и подростков, родителей, населения микрорайонов.
- привлечение представителей социума, лечебно-профилактических учреждений, учреждений спорта и культуры для проведения спортивных соревнований и мероприятий;
- анкетирование и опрос населения о качестве предоставляемых услуг;
- обсуждение проблем здоровьесбережения на педагогических советах, семинарах, консультациях, обмен опытом работы.
Сроки реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2015 г.)
На подготовительном этапе проекта будут проведены следующие мероприятия:
- диагностика контингента учащихся, санитарно-гигиенических условий обучения и воспитания;
- изучение форм и методов здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
- разработка системы спортивных мероприятий по внедрению комплекса ГТО;
- разработка системы профилактических, физкультурно-оздоровительных и воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни;
- составление совместного плана работы: МОУДО «ГДЮЦ «Спортивный» - отделы по работе с несовершеннолетними – школы – социальные институты;
- укомплектование необходимым спортивным и игровым оборудованием и инвентарём.
Основной этап (2016 г. – август 2020 г.)
Реализация проекта по выбранным направлениям:
- торжественное мероприятие, посвящённое старту физкультурно-оздоровительного комплекса сдачи норм ГТО;
- организация и проведение мероприятий физкультурно-оздоровительной, профилактической направленности: спортивные соревнования, праздники, конкурсы и др.;
- организация и проведение городской спартакиады;
- организация и проведение летней оздоровительной кампании.
Заключительный этап (сентябрь - декабрь 2020 г.)
Ежегодно, а также на завершающем этапе проекта будут представлены итоги деятельности проекта, определены дальнейшие перспективы.
В конце реализации проекта будет подготовлен аналитический и финансовый отчет по проекту.
Критерии результативности:
- появление новых традиций в жизнедеятельности учреждения в сфере досуга и массового спорта;
- рост заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей;
- рост количества детей, подростков и их родителей, принимающих участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (алкоголь, наркотики, табакокурение);
- обновление спортивной базы учреждения;
- удовлетворённость населения качеством услуг и повышение авторитета учреждения в городе.